Кому «Платон» друг?

Одним из наиболее резонансных событий последних недель стало подписание главой Правительства РФ Дмитрием Медведевым постановления о 25%-ной индексации тарифа системы взимания платы с грузовиков-двенадцатитонников «Платон». С 15 апреля перевозчики обязаны платить 1,91 руб. за 1 км пути.

Напомним, что данное решение было принято на встрече Д. Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок. Ранее повышение планировалось в двукратном размере, с нынешних 1,53 руб. до 3,06 руб. за 1 км пути. Однако смягчение тарифной политики не повлияло на отношение дальнобойщиков к системе в целом, и в конце марта они провели очередную всероссийскую стачку (заметим, что логистические структуры ритейлеров и крупные логистические компании традиционно не принимают участия в таких акциях).

По поводу того, увеличится ли в ближайшее время стоимость грузоперевозок, мнения экспертов сходятся: увеличится однозначно. При этом некоторые участники рынка отмечают, что повышение тарифов в первую очередь затрагивает добросовестных игроков, которые «платят все налоги».

Тем не менее, федеральные сети уже традиционно подчеркивают, что на покупателях это не скажется. Так, в пресс-службе «Дикси» сообщили, что хотя повышение тарифов, безусловно, означает дополнительные затраты к действующему бюджету, компания считает неприемлемым переносить стоимость расходов на покупателя и оказывать на него лишнее давление: «Свои издержки мы покрываем за счет экономии, минимизации расходов по другим статьям. На розничной стоимости продукции это не отражается».

Схожей позиции придерживается и член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Ырысбек Ташбаев. Он полагает, что, несмотря на неизбежное увеличение стоимости грузоперевозок, его влияние на политику ценообразования ритейлеров будет незначительным. «Цена продукции на прилавке зависит от многих факторов, в том числе и от реальной покупательной способности населения», – отмечает он. Тем не менее, эксперт уверен, что насущной необходимости повышать тарифы у правительства не было, поскольку в прошлом году «Платон» перевыполнил плановые сборы. «Думаю, что повышение необратимо. Государство желает собирать больше денег. Более того, следующим шагом может стать введение платы для среднетоннажных грузовиков», – предположил Ы. Ташбаев.

«Конечно, было бы заманчиво рассмотреть вопрос с точки зрения арифметики – в итоге рост составил 38 коп. на километр, – размышляет директор ООО «Химлогистика» Вадим Евстигнеев. – На плече в условную тысячу километров затраты перевозчика вырастут на 380 руб., т. е. менее процента от средней ставки. Однако, на мой взгляд, правильнее оценивать вопрос, учитывая реакцию участников рынка на повышение тарифа, в частности, забастовки водителей от Дагестана до Уссурийска. В некоторых регионах уже возник дефицит техники, транспортные компании, привлекавшие водителей одиночек, повышают тарифы и демократизируют условия оплаты, доходя до уже основательно забытого «нал в кабину». Конечно, в забастовке не участвуют крупные транспортные компании, но они не в силах целиком нивелировать возникший дефицит. Видя выросший спрос на рынке, цены поднимают все, кто готов предоставить транспорт.

Как долго продлится такая ситуация, и вызовет ли рост цен в моменте их фиксацию на новом уровне, покажет время и, конечно же, поведение самих участников рынка. Мой прогноз – в зависимости от региона и плеча сумма фрахта может вырасти до 10–12%».

По мнению В. Евстигнеева, хотя стоимость доставки – не самый большой сегмент в структуре затрат ритейлера, в этом вопросе стоит учитывать эффект синергии, ведь у производителя рост издержек идет не только за счет необходимости доставки товара ритейлеру, но и за счет собственных потребностей в сырье и материалах. «Кто возьмет на себя эти издержки – производитель, ритейлер или покупатель – вопрос открытый», – добавляет он. Эксперт также уверен, что «поведение регулятора не выглядит логичным: одной рукой собирая деньги за наносимый вред, другой рукой он в очередной раз пытается ввести весенние ограничения на федеральных трассах. Благо, который год подряд документ вязнет в недрах бюрократической машины на этапе согласований. Естественно, как все перевозчики, наша компания против роста стоимости проезда по федеральным трассам», – резюмирует В. Евстигнеев.

Источник: www.retail-loyalty.org