Nielsen зафиксировала у россиян рост оптимизма и готовности к покупкам

В России восстанавливается потребительский спрос, таковы данные интернет-опроса компании Nielsen. Так, 22% респондентов позитивно оценили перспективы на рынке труда, при этом 31% российских потребителей оценивает ​свое финансовое состояние на ближайший год как «хорошее» или «отличное». Исследование комментирует Андрей Карпов, председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла.

Nielsen констатировала рост индекса потребительского доверия россиян по итогам второго квартала 2017 года. Эксперты уточняют, что это может объясняться привыканием покупателей к нынешним ценам и доходам.

В России восстанавливается потребительский спрос. Индекс потребительского доверия, который по результатам онлайн-опроса составляет глобальная компания-измеритель Nielsen, стал расти после падения до минимального значения в 2016 году. Согласно исследованию Nielsen (есть у РБК), во втором квартале 2017 года индекс поднялся более чем на 10% и составил 70 пунктов, это максимальное значение за последние пять кварталов.

В первом и четвертом кварталах 2016 года индекс находился на уровне 63-го пункта. Как сообщал РБК, это были минимальные квартальные показатели за 12 лет. В первом квартале 2017 года опрос не проводился.

Индекс складывается из трех показателей — оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия за тот же период и готовности тратить деньги в данный момент. Рост индекса потребительского доверия во втором квартале 2017 года наблюдался вследствие улучшения показателей по всем трем индикаторам, отмечают в Nielsen.

Так, доля респондентов, позитивно оценивающих перспективы на рынке труда, выросла на 6 п.п. по сравнению с четвертым кварталом 2016 года до 22%. Правда, количество пессимистично настроенных россиян по-прежнему велико — 76%. Также большая часть россиян (64%) негативно настроена в оценке своих финансовых перспектив. Однако 31% российских потребителей оценивает ​свое финансовое состояние на ближайший год как «хорошее» или «отличное». Это на 4 п.п. больше, чем в четвертом квартале 2016 года.

С этого периода на 7 п.п. выросла и доля тех, кто готов тратить деньги на покупки. 22% респондентов сочли настоящее время подходящим для покупок. Это наиболее существенная 
положительная динамика среди трех показателей за последний год, заявили в Nielsen.

Как отмечает директор по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Константин Локтев, в апреле-мае 2017 года розничная торговля в России начала показывать первые признаки восстановления, а в июне рост составил 1,2% по сравнению с прошлым годом. «В текущем году снизилось давление главного фактора, который тянул спрос вниз, — инфляции. В результате потребители стали более открыты к покупкам», — объясняет эксперт. В то же время говорить о возврате к докризисным уровням потребления рано. Значение индекса потребительского доверия все равно ниже, чем в 2014–2015 годах, и розничный рынок «продолжает работать с весьма экономным покупателем», констатирует Локтев. ​

Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов добавляет, что рост готовых к тратам россиян объясняется лишь привыканием к текущим ценам. «Фактически уровень финансового благополучия не увеличился. Потребитель готов совершать покупки, но только в случае необходимости», — говорит Карпов, добавляя, что экономная модель поведения россиян остается неизменной в последние три года.

Исследование потребительского доверия Nielsen было проведено в мае 2017 года. В опросе принимали участие только интернет-пользователи.

Автор: Наталья Новопашина

Фото: Сергей Коньков / ТАСС