Представители Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) посетили выставку Food Expo Japan

Представители РАЭРР посетили с рабочей поездкой Японию, в частности выставку Food Expo Japan, а также города Токио, Киото и Осаку, где оценили крупнейшие торговые форматы Японии — объекты сетей 7-Eleven Holdings, Koop Kyoto, Lawson, FamilyMart и AEON.

По оценке Дениса Васильева, вице-президента Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР), по такому показателю как эффективность работы персонала, который определяется количеством персонала компании к ее выручке, обороту, российский ритейл на порядок уступает японским партнерам. Так, ТОП-российская сеть X5 Retail Group уступает в этом показателе крупнейшей японской сети 7-Eleven Holdings в 19 раз.

Еще одно различие в ритейле двух стран, которое бросается в глаза, — разница в площадях «магазинов у дома». Средний «магазин у дома» в России — «Пятерочка» или «Дикси» располагается на площади от 300 до 1 тыс. кв. м. В Японии — от 50 до 300 кв.м.

Любопытно, что в Японии большой процент ассортимента продуктовых супермаркетов составляет категория fresh (до 80%). Поэтому японские ритейлеры конкурируют не только друг с другом, но и с кафе. Например, в небольшом магазине сети 7-Eleven с торговой площадью 150 кв. м. обязательно найдется кофе-машина, горячая еда в виде двух видов супов, микроволновые печи, бойлеры с кипятком и шкаф с рисовыми пирожками.

Отличается в Японии и система логистики. Так, на распределительных центрах (РЦ) осуществляется поштучный набор продукции для каждой торговой точки на один-два дня. Для этого имеется специальная оборотная тара — стандартные пластиковые контейнеры.

Читайте интервью с Денисом Васильевым на сайте Retail-Life.ru