Новый порядок применения ККТ

9 августа 2016 года на площадке Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России) состоялось расширенное совещание, посвященное переходу на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

В работе совещания принял участие директор по внешним коммуникациям и связям с общественностью Российской ассоциации экспертов рынка ритейла А. Ситник.

Первым со вступительной речью и приветственным словом к участникам выступил заместитель руководителя ФНС России Д. Егоров. Затем заместитель начальника отдела Контрольного управления Т. Петросян проинформировал об основных изменениях в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», а также о требованиях к ККТ. Стоит отметить, что новый закон определяет понятие законодательства Российской Федерации о применении ККТ, устанавливает новые правовые механизмы применения и администрирования ККТ, а также новый состав правонарушений, порядок исчисления и применения санкций. Также подробно были рассмотрены новые реквизиты чека и бланка строгой отчетности.

Начальник отдела методологии автоматизированного контроля учета выручки Контрольного управления А. Сорокин ответил на основные вопросы при переходе на новый порядок применения контрольно-кассовой техники и организации работы производителей и операторов, особо отметил повышение количества соискателей на обработку данных по сравнению с прошлым месяцем. Менеджер проекта Центра управления проектами № 7 АО «ГНИВЦ» В. Егоров на примере продемонстрировал как можно зарегистрировать ККТ в личном кабинете на сайте ФНС России. Подытожил своих коллег начальник Управления Оперативного контроля А. Бударин, особое внимание в своем выступлении уделив методике проведения экспертизы.

Напомним, что 5 июля 2016 года Президент России В. Путин подписал Федеральный закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» проект № 968690–6. Этот закон способствует реформе сформированной на протяжении последних 20 лет системы, используя самые современные технические решения, стимулирует развитие отечественных IT-технологий. Основу закона составляет аккумулирование информации о расчетах в облаке с помощью различных кассовых аппаратов: от сложных систем до личного гаджета, которые можно зарегистрировать через личный кабинет на сайте ФНС России.

Примечательно, что предыдущая редакция закона фактически не меняла действовавшего с 1994 года порядка, который строился на актах и решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам. В таких условиях не был определен орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ. На совещании прозвучало мнение, что таким ведомством станет Минфин России.

Экспертное сообщество и простые потребители задаются вопросом: что дает новый порядок? Во-первых, транспарентность расчетов, полный и своевременный учет выручки в целях налогообложения. Во-вторых, комфортные условия ведения бизнеса – удобство и простота применения для предпринимателя и государства за счет создания бесконтактной системы администрирования. В-третьих, защита прав потребителей – возможность получать и хранить электронные чеки, быстро и удобно проверять их легальность.

Основные положения закона:
- передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России
- возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России
изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя (бланк строгой отчетности приравнен к чеку)
- применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента
- применение фискального накопителя (аналог электронной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг (предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены)
- техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России
- экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных
- поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров
- возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях
- новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.

При оплате картой в сети Интернет чек направляется покупателю только в электронной форме. Продавец не должен распечатывать чек и нести расходы по его доставке покупателю. Изменения произошли и в сфере административной ответственности. Теперь размер штрафа будет исчисляться исходя из суммы неучтенной выручки. При этом предусмотрен упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, и даже отказ от привлечения в случае добровольного сообщения пользователем о допущенном нарушении. Новый закон сохраняет широкий перечень исключений и даже дополняет их: кассы не будут применяться при продаже газет и журналов, ценных бумаг, проездных документов, обеспечении питанием в учебных заведениях, на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, разносной торговле, ремонте обуви, уходе за детьми, больными и престарелыми людьми и во многих других случаях.

Закон предусматривает плавный и поэтапный переход на новый порядок. До 1 июля 2017 года предприниматель может работать «по-старому», но все необходимые регистрационные действия необходимо произвести до 1 февраля 2017 года. После 1 июля 2017 года «старый» порядок прекращает свое действие.

Пока не наступили определенные законодательством сроки, можно подумать о применении нового порядка в добровольном режиме. Тем более ответственность за его нарушение в добровольном режиме отсутствует.