Кассиру тут не место
Магазин без продавцов, очередей и касс ‑ такую цель поставил перед собой гигант интернет-торговли Amazon.
Благодаря технологии Just Walk Out, которая позволяет просто взять продукт с полки и уйти из супермаркета, теперь это возможно. Компания открыла пилотный магазин Amazon Go в Сиэтле. В ассортименте ‑ различные продукты, а также готовые блюда: завтраки, обеды и ужины, которые готовятся ежедневно либо заказываются свежими у поставщиков.
«Люди, заходя в магазин, на специальных турникетах сканируют какой-то штрих-код или QR-код, который генерируется в мобильном приложении Amazon Go. После этого покупатель проходит через турникеты, похожие на те, что есть в метро. Он может спокойно перемещаться по магазину, выбирать продукты и просто выходить. После того, как он проходит эти турникеты на выход, сумма за все покупки списывается, ‑ рассказал хайтек-обозреватель «Коммерсантъ FM» Александр Леви. ‑ Работает система, совмещая несколько технологий, в том числе машинное обучение, нейросети. Конечно, задействуются видеокамеры. Комплекс этих систем позволяет определять, что человек взял с полки, что вернул на нее, что в итоге взял с собой».
Amazon Go ‑ действительно революционное решение, однако одной системы совершения покупок с помощью смартфона недостаточно для переворота в ритейле. Так считает основатель компании Wikimart Максим Фалдин.
«Мне это напомнило работу минибара в хорошей гостинице, когда ты вынимаешь бутылку, а деньги за нее уже списались со счета. Одной этой фичи недостаточно, чтобы привлечь покупателя. Но вкупе с чем-то, например, с брендом Amazon, с ассортиментным, политическим решениями это может интересно сыграть, ‑ заметил он. ‑ Amazon Go ‑ это просто технология кассового узла, она не может лежать в центре бизнес-модели, но она может быть ее существенной частью».
Российские ритейлеры также делают ставку на умные магазины. Так, торговые сети внедряют кассы самообслуживания ‑ устройства, позволяющие оплачивать покупки самостоятельно. Все это большой эксперимент, часть которого и система от Amazon, отметил Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. По его мнению, если внедряемая техника себя оправдает, число «умных магазинов» будет расти. «Кассы самообслуживания ‑ это некий вид тестирования, который производит Amazon: насколько можно будет доверять потребителям, и насколько техника, которая ведет учет тех покупок, которые потребитель берет с полки, полноценно их отражает. После всех испытаний будет понятно, насколько это применимо в обыденной практике», ‑ пояснил эксперт.
Став лидером в интернет-торговле, компания Амазон начала перебираться в прямые продажи: так, в прошлом году она открыла книжный магазин. На онлайн-покупки в США приходится лишь 1% рынка продуктов. Как отмечает The Washington Post, новый проект Amazon ‑ признание того, как трудно торговать едой через интернет. По данным источников The Wall Street Journal, по результатам эксперимента с магазином без касс компания Amazon планирует открыть более 2 тыс. традиционных супермаркетов в США.
Источник: www.kommersant.ru