Что мешает «федералам» идти на Дальний Восток
Сетевые магазины появились на Дальнем Востоке около десяти лет назад. В большинстве своём это магазины непродовольственных товаров, потому что развивать в регионе продуктовый ритейл по-прежнему сложно.
Свой деловой климат
Дальний Восток всегда был особым регионом. На огромной территории, занимающей треть страны, проживает чуть более 6 миллионов человек ‑ это 4,2% от общей численности населения. С торговлей здесь всегда были определённые проблемы, а цены оставались достаточно высокими из-за дорогой логистики. Сетевые операторы начали появляться на Дальнем Востоке только десять лет назад, и большей частью это были магазины непродовольственных товаров. С продуктовыми «сетевиками» по-прежнему очень сложно: большинство таких ритейлеров на Дальнем Востоке представлены в единичном формате. Главные причины слабого присутствия брендов ‑ логистический барьер и управление сетями из центральной части России, а также сам факт отсутствия качественного предложения от торговых центров.
Сетевая торговля Дальнего Востока развивалась в основном усилиями местных ритейлеров, благодаря которым в этом сегменте сейчас есть супермаркеты и дискаунтеры («ТриКота», «Самбери» и т. д.). Что же касается развития федеральных магазинных сетей, то как раз именно в текущем году эксперты ожидают, что их присутствие будет постепенного нарастать. Именно так считает директор по развитию бизнеса FM Logistic Владимир Серебряков. Правда, он подчёркивает, что развитие региона невозможно без транспортно-логистической составляющей. А именно ‑ возможности быстрой и недорогой доставки товаров по железной дороге. А вот генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT Дмитрий Шиманов придерживается противоположной точки зрения, обосновывая её особенностями местной деловой культуры и делового климата. «Все механизмы, которые работают в Центральной России, там не применимы, это совершенно особенный, отличный от остальной России рынок», ‑ констатирует эксперт. Он сравнил выход крупных «сетевиков» из Европейской России на дальневосточный рынок с выходом на рынок Малайзии или Китая. Компаниям нужно не просто адаптировать существующую модель, а создавать новую, кардинально отличающуюся от привычной. «Но инвестировать в развитие целого формата ради одного региона всё же нецелесообразно», ‑ заметил Шиманов. Основа появления федеральных торговых центров на Дальнем Востоке ‑ это создание в регионе системы европейского ритейла. Но для неё слишком сложна логистика, и товары оказываются неконкурентоспособными. Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов говорит, что более ранний приход федеральных сетей на Дальний Восток возможен исключительно в случае имиджевой составляющей, когда торговая сеть решит выйти в новый для себя регион первой из конкурентов, не считаясь с затратами. В текущих экономических условиях такое маловероятно и бессмысленно. Эксперт уверен: в ближайшие 3−5 лет федеральный продовольственный ритейл продолжит усиливать своё присутствие до Иркутска. А вот потом уже из Сибири вполне может выйти и на Дальний Восток.
Что мешает «федералам» идти на Дальний Восток
По словам Андрея Карпова, основная причина нежелания известных сетей выходить на дальневосточный рынок ‑ возможность расширяться в «домашнем» и близлежащих регионах, которые ещё далеки от насыщения. В сложившейся экономической ситуации у сетевого ритейла появляется возможность переманить покупателя у других форматов торговли (рынки, магазины «Продукты» и др.), чем они активно пользуются, а также купить менее успешных конкурентов. Следующая причина ‑ уровень сервиса. Современный ритейл привык жить в определённой зоне комфорта: современные логистические комплексы, HR-аутсорсинг и другой комплекс вспомогательных бизнес-процессов, и, самое главное, сложившийся пул партнёров-поставщиков, который на Дальнем Востоке придётся нарабатывать. Сегодня крайняя географическая точка присутствия продовольственного федерального ритейла ‑ Иркутск, от него до Владивостока почти 4000 км. И на этом пути мало населённых пунктов (не считая Хабаровска), представляющих интерес для ритейла. Так что, не имея последовательной экспансии, территория за территорией, совершая трёх-четырёхтысячный скачок, торговая сеть окажется перед необходимостью строить новую компанию параллельно имеющейся. С новым пулом поставщиков, новой товарной матрицей для Дальнего Востока, отличающейся от центральной части России на 70−80% и учитывающей ориентацию потребителя на продукцию из Китая, Кореи и Японии. Для того, чтобы развивать бизнес в условиях отсутствия качественных торговых площадей, ограниченных рынков сбыта, больших расстояний, сложной логистики, плохих дорог и низкого уровня инфраструктуры, требуется высокий уровень инвестиций. «Крупным федеральным сетям невыгодно доставлять на Дальний Восток недорогие товары, которые, тем не менее, являются базовыми продуктами потребления», ‑ подтверждает Станислав Черкасов, эксперт потребительского рынка и ценовой политики, президент ПАО «Соль Руси». К примеру, взять ту же соль. Добываемая в Нижегородской области, она была бы крайне невыгодной для «сетевиков» из Владивостока, потому что расходы на логистику составили бы от 50 до 70% её себестоимости. Поэтому на Дальний Восток по большей части импортируют соль из Китая, наценка на неё существенно меньше. Та же ситуация и с другими базовыми продуктами, которые не производятся в регионе потребления.
К тому же везде есть местные продукты, порой обходящиеся в несколько раз дешевле, чем привезённые из других областей, даже с учётом логистических расходов. «Если создать между этими регионами сеть и обмениваться продуктами, например, рыба идёт с Дальнего Востока, а помидоры ‑ из Краснодара, в рамках одной торговой сети, можно нивелировать логистические затраты и сделать бизнес выгодным», ‑ объясняет Владимир Серебряков. По его словам, основная сложность «продуктовой» логистики ‑ удалённость региона от традиционных производственных центров, обеспечивающих сетевую розницу необходимым ассортиментом, формирующих их продуктовую матрицу. Транзитное время, порой до 2 недель, ‑ самый большой сдерживающий фактор. Доставка товаров с длительными сроками хранения, конечно, не представляет больших проблем. Скоропортящиеся же товары, а они весомая часть продаж продуктового ритейла, при доставке на Дальний Восток потеряют значительную часть своего срока годности за время нахождения в пути. Ещё один негативный фактор ‑ высокая цена доставки, и она отрицательно влияет на стоимость товара на полке. Выходом из ситуации может стать переключение на местные поставки, что, в свою очередь, вызовет необходимость пересмотра всей продуктовой матрицы, невозможность использовать централизованную схему снабжения магазинов и приведёт к пересмотру формата. То есть по факту для Дальнего Востока требуется полностью пересматривать бизнес-модель, фактически создавать новый бизнес. Поэтому местные игроки, работающие с местными поставщиками, имеют очевидное преимущество.
Что будет, когда они появятся
«Появление федеральных сетей в регионах, где отсутствуют крупные ритейлеры, навсегда изменяет сложившийся потребительский ландшафт. Местные ритейлеры начинают экстенсивно меняться, перенимать тактику и методы работы «федералов», ‑ рассказывает Андрей Карпов (РАЭРР). Как правило, появление федеральной сети обеспечивает мгновенное снижение сложившихся цен в регионе на 10−15%, а на некоторые товарные позиции и более. В основном это касается продукции, завозимой из других регионов. Но и местным товаропроизводителям придётся конкурировать за полку с федеральными брендами и товарами из других российских регионов. Ведь в случае, если стоимость товара не устроит ритейлера по качеству или цене, он всегда может привезти товар из другого региона. «Федеральным сетям в Дальневосточном регионе прежде всего придётся выдержать конкуренцию со стороны региональных торговых предприятий, продающих аналогичную продукцию, произведённую в регионе или в соседних странах (Китай, Корея, Япония)», ‑ объясняет Серебряков. Наиболее защищённым сегментом, по мнению эксперта, выглядит парфюмерия и косметика, особенно в сегменте Люкс, где сила бренда чрезвычайно велика. В остальных случаях конкуренция будет достаточно высокой ‑ в выигрыше останутся те сети, которые смогут эффективно сочетать централизованные поставки товаров из европейской части России с закупками на локальном рынке и в соседних странах, частично переориентировав свои глобальные контракты.
Рынок фастфуда и общепита
На Дальнем Востоке представлены многие лидеры фастфуд-индустрии, рассказывает Анна Рождественская, эксперт портала franshiza.ru. Среди них ‑ Burger King, финский Hesburger и Country Fried Chicken, Subway и многие другие. Все рестораны открыты франчайзи ‑ это объясняется удалённостью территории: управлять собственными ресторанами на таких расстояниях крайне тяжело, именно поэтому франчайзеры самостоятельно туда не заходят. При этом, как правило, крупные франшизы продают не права на отдельный ресторан, а права на территорию, поэтому если бренд зашёл в тот или иной регион и чувствует себя там хорошо, то можно предположить, что он будет развиваться в этом городе и в крупных соседних городах. «Долгое время рынок фастфуда в России находился в неразвитом состоянии, и крупные игроки открывали заведения в тех регионах, где бизнес организовать проще, дешевле и быстрее», ‑ поделился мнением Геннадий Кочетков, президент Subway Russia Development. Он напомнил, что открытие ресторана на Дальнем Востоке предполагает более высокие инвестиции в сравнении с другими регионами, но возвращаются они быстрее.
Среди более чем 600 ресторанов быстрого обслуживания Subway в России на Дальнем Востоке работают 7 заведений. Отведать фирменные сэндвичи можно в Благовещенске, Якутске, Южно-Сахалинске и Хабаровске. Все точки открыты по франшизе, и это пока что один из самых выдающихся результатов для региона. Среди основных преимуществ работы на Дальнем Востоке Геннадий Кочетков отмечает практически полное отсутствие конкуренции и, следовательно, более высокий спрос. По словам президента компании, на сегодня конкуренция в европейской части страны заметно возросла, и в Subway отмечают рост числа запросов со стороны франчайзи по Дальнему Востоку. Среди прочих популярных франшиз фаст-фудов наибольшей известностью пользуются KFC (2 ресторана во Владивостоке) и Burger King (рестораны во Владивостоке и Уссурийске). К сожалению, обе компании не имеют права давать официальные комментарии о своих планах развития на Дальнем востоке, но, кажется, что у KFC они амбициозны. Франчайзинговый партнёр, через которого KFC развивается в этом регионе, ‑ профессиональная компания с большим опытом в ресторанном бизнесе во Владивостоке. Поэтому для KFC перспективы более чем радужные. Что касается Burger King, по словам инсайдера, компания как раз принимает решение, каким образом дальше развиваться на Дальнем Востоке ‑ прямой розницей или через франчайзинг.
Когда ждать McDonald’s в регионе
В теме фастфуда странно было бы не упомянуть самый известный и, возможно, самый ожидаемый на Дальнем Востоке ресторан американской кухни. Несмотря на неоднократные заявления McDonald’s о заинтересованности в рынке Дальнего Востока, ждать открытия ресторанов ещё рано. McDonald’s выходит в новые регионы, только строя крупные логистические центры, поэтапно «отдаляясь» от Москвы. Сообщения о возможном открытии McDonald’s с завидной регулярностью появлялись в прессе с конца нулевых, однако до сих пор ближайший к ДФО ресторан находится в Харбине. Выходить на Дальний Восток McDonald’s не планирует ‑ в обозримом будущем в компании такого развития событий не предполагают. Дальнейшее продвижение компании на восток станет реальным лишь после того, как компания нарастит цепочку проверенных поставщиков на Урале и в Сибири. Впрочем, шанс, что McDonald’s появится на Дальнем Востоке, всё-таки есть. Открытие ресторана не без труда, но возможно реализовать посредством франчайзинга. Долгое время McDonald’s вообще не продавал в России франшизу. Первая была продана ресторанному холдингу Росинтер несколько лет назад. В прошлом году McDonald’s передал франшизу более чем на 90 своих корпоративных точек в России своему франчайзи из Белоруссии и Казахстана казахскому бизнесмену Кайрату Боранбаеву. Пока что самые отдалённые города в географии McDonald’s ‑ это Кемерово и Томск. Открыть McDonald’s на Дальнем Востоке может по сути любой желающий, располагающий достаточными средствами для покупки франшизы, поиска, аренды или покупки места, организации логистики и прочих «прелестей» ресторана с нуля. По самым оптимистичным прогнозам, до появления McDonald’s на Дальнем Востоке ещё нужно подождать минимум 2−3 года. По словам источника, если McDonald’s откроется на Дальнем Востоке ‑ это с большой вероятностью случится в Приморье, а также в Благовещенске или в Хабаровске. Меньше всего шансов, что McDonald’s появится на Чукотке и Сахалине.
Большой потенциал
«Рынки фастфуда и общепита обладают наиболее высоким потенциалом на Дальнем Востоке», ‑ уверена Анастасия Шаркова, заместитель директора отдела региональных торговых помещений CBRE в России.
Особенно высок потенциал местных предпринимателей: дальневосточники быстро подхватывают новые тренды в индустрии общепита. В городах появляются новые форматы пельменных, кофеен и булочных, гастро-пабов и прочего. Корейская, японская и паназиатская кухни также достойно представлены местными игроками. В достаточном количестве открыты заведения, предлагающие морепродукты на любой вкус. К форматам и направлениям, которых не хватает Дальнему Востоку, по мнению экспертов, можно отнести пиццерии и рестораны итальянской кухни (Sbarro ушли, а достойной альтернативы пока не появилось ни в формате фастфуда, ни в формате ресторанных концепций); направления русской кухни (блинных, чайных ‑ многим удивительно, почему до сих пор этот формат в городе представлен слабо, учитывая объём туристического потока в регион); стейк-хаусы, а также федеральные сетевые кофейни (пока что представлена только «Шоколадница»).
Источник: www.dv.land