Россияне уже никогда не будут потреблять как раньше

Потребительский бум больше не повторится. Даже в случае оживления экономики и роста доходов у людей все равно останутся память о кризисе и новые стандарты потребления.

В Москве впервые за 15 лет практически остановился рост торговых центров. По данным Knight Frank, с января по июнь 2017 года в столице было открыто всего два подобных комплекса, и оба – за пределами Третьего транспортного кольца. «Последний раз столь низкие результаты были зафиксированы аналитиками в первом полугодии 2003 года», ‑  говорится в отчете компании.

На рынке крупных торгово-развлекательных комплексов ситуация еще хуже: за полгода двери не открыл ни один новый ТРЦ.

Объемы ввода торговых площадей рухнули в 5 раз по сравнению с прошлым годом и в 18 раз, если сравнивать с показателями 2015 года. Зато стали заполняться пустоты в уже открытых ТЦ. Если полтора года назад незаполненным стоял 1 миллион кв. метров, то сейчас этот показатель сократился наполовину.

«У нас 500 тысяч кв. метров торговых площадей насчитывалось незанятых на конец 2016 года. Соответственно, стояла задача наполнить именно эти квадратные метры арендаторами, и большой необходимости вводить новые площади не было», ‑ пояснил Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

По его словам, строительство торговых центров продолжается, просто некоторые проекты, которые находились в начальной стадии, были поставлены на паузу. Завершались объекты на высокой стадии готовности, консервация которых обошлась бы дороже открытия.

Специалисты Knight Frank полагают, что, с учетом постепенного заполнения пустующих ТЦ, уже в следующем году будут разморожены ряд крупных проектов в сфере торговой недвижимости. Не исключает такой возможности и Андрей Карпов.

Он отмечает, что потребность в качественных торговых площадях все равно присутствует. При этом более значимым становится вопрос их расположения, которому не всегда придавалось большое значение в ту пору, когда рынок рос довольно быстрыми темпами. Но с учетом снижения потребительского спроса вопрос локации встал достаточно остро, поэтому любая адекватная и качественная по местоположению торговая точка будет востребована.

Эксперт также предполагает, что в исследовании Knight Frank не учитывалась активность торговых сетей, которые строят собственные гипермаркеты либо иные более крупные форматы. Они продолжают свое развитие, потому что видят возможность захвата рынка с учетом ухода некоторых конкурентов, которые чувствуют себя гораздо хуже.

Безусловно, резкое сокращение строительства новых торговых центров является прямым следствием снижения потребительской активности. По словам Андрея Карпова, кризисные явления в ритейле начали активно проявляться с 2015 года.

Это подтверждает и генеральный директор исследовательской компании «НПО Аналитика» Михаил Могилевский. Он отмечает, что в каждом ТЦ свои особенности потребительского поведения, и тенденции везде разнонаправленные, но есть и две общие, которые отмечаются практически везде.

«За последние почти полтора года медленно, но верно уменьшается время пребывания людей в торговых центрах, и это грустно для всех игроков. И во многих торговых центрах есть тенденция к тому, что частота посещения одним и тем же человеком становится все хуже и хуже», ‑ замечает эксперт.

Поведение российского потребителя стало больше походить на поведение его европейского коллеги. И участникам рынка пора смириться с тем, что ситуация, наблюдавшаяся до 2014 года, скорее всего, уже больше не повторится даже в случае оживления экономики, считает Андрей Карпов. У людей все равно останутся память о кризисе и новые стандарты потребления.

Оживление экономики, о котором в последнее время бодро рапортуют чиновники, на уровне спроса в ТЦ пока никак не отражается. И игроки рынка не ждут заметных улучшений как минимум в перспективе ближайших 2−3 лет, в отличие от тех же чиновников, которые рассчитывают на рост доходов населения, а следом – и расходов.

Источник: www.ridus.ru