На чем экономят россияне этим летом
Треть россиян в июне вынуждены были экономить на мясе. Об этом свидетельствуют данные июньского опроса «ИнФОМ», проведенного по заказу Банка России. Почти столько же – 31% ‑ экономили на сыре и колбасе, на рыбе и морепродуктах ‑ 27%. Четверть опрошенных отказывали себе во фруктах, а 16% в кондитерских изделиях.
При этом число тех, кто экономит на продуктах, выросло по отношению к маю – в прошлом месяце на мясе экономили 28%, на сыре и колбасе – 24%, на рыбе – 23%. В качестве причин респонденты называют резкий рост цен на мясо и птицу (38%), столько же отмечают подорожание овощей и фруктов. В целом за последние три месяца приходилось экономить на еде 61% опрошенных.
В ЦБ необходимость экономить на повседневных покупках связывают с ускорившимся ростом цен на некоторые продукты питания. По данным Росстата, минимальная продуктовая корзина россиян с начала текущего года подорожала на 9,4% ‑ до 4037 рублей. Наиболее значительными темпами росли в цене овощи и фрукты. Так, белокочанная капуста стала дороже в 1,4 раза, лук, свекла и морковь – в 1,2‑1,3 раза. Лимоны подорожали на 11,1%, яблоки – на 7,5%.
Данное подорожание объясняется погодным фактором – из-за холодной весны и начала лета ранние овощи и фрукты вовремя не пришли на смену закончившимся зимним запасам. «Основной рост цен в мае-июне действительно пришелся на свежие овощи и фрукты, но мясо вряд ли настолько значительно подорожало за последний месяц, чтобы вызвать резкий рост числа тех, кто вынужден на нем экономить», ‑ отмечает замдиректора НИИ «Центр развития» ГУ-ВШЭ Валерий Миронов.
По его мнению, все дело в начавшемся сезоне отпусков: люди экономят на всем, чтобы куда-то поехать или сделать что-то запланированное у себя дома, поэтому стараются тратить на все остальное минимально возможную сумму. В этот период продажи товаров, не связанных с отдыхом, как правило, снижаются. На фоне тотальной экономии у людей усиливается ощущение, что возможности для покупки других товаров и даже продуктов снижается, что и сказывается на ответах респондентов.
С тем, что россияне активно экономят на продуктах, согласен и Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. «Оборот розничной торговли продолжает снижаться – логично, что граждане сокращают объем покупок. Но если раньше соотношение непищевой и пищевой продукции было 60х40 в пользу non food, то сейчас картина поменялась зеркально», ‑ отметил эксперт.
Совсем отказаться от еды люди не могут, поэтому делают выбор в пользу более дешевых продуктов. Скажем, то же мясо покупают замороженное, а не охлажденное, птицу и свинину чаще, чем более дорогую говядину. Меньше стали покупать и продукции ultra fresh – с малым сроком хранения, хотя до кризиса этот здоровый тренд был популярен во всей стране. Теперь же выбор делают в пользу не всегда качественных, но дешевых продуктов, добавил Андрей Карпов.
По данным «ИнФОМ», 51% опрошенных заявили, что за последние три месяца им приходилось отказываться от запланированных трат. Чаще всего речь шла об отказе от ремонта жилья и отдыха. Сбережений нет у 63% опрошенных, а 68% не смогли отложить никаких средств за последний месяц. «При этом респонденты, говорящие о наличии сбережений в их семье, положительно оценивают их величину. Так, увеличилась доля тех, кто считает, что сбережений им может хватить на более длительный срок», ‑ пишет ЦБ.
Ситуация действительно двойственная, констатирует в этой связи Валерий Миронов. «С одной стороны, рост зарплат у работающих налицо. Так, в обрабатывающей промышленности он уже составляет 10% к прошлогоднему уровню. На фоне замедления инфляции это означает 6-7% рост реальной зарплаты. С другой – у неработающих все гораздо хуже. Индексации пенсий и пособий прежними темпами уже нет, а 5-тысячная надбавка к пенсиям уже была потрачена, и сейчас их реальные доходы падают», ‑ отметил Валерий Миронов.
По его словам, у населения склонность к сбережениям растет в период кризиса. Если в 2000-е годы люди откладывали порядка 5% доходов, то в разгар кризиса 2015 года – порядка 15%. Сейчас речь идет примерно о 10% доходов, что означает «схлопывание» всех трат сверх самого необходимого, в том числе, экономию на продуктах. Чтобы изменить ситуацию, необходимо реформирование экономики, рост производительности труда и, разумеется, повышение зарплат, чтобы гражданам не приходилось слишком уж затягивать пояса.
Источник: www.1prime.ru