Закон о торговле решили вновь подправить
Для торговых сетей хотят изменить правила игры: поправки к закону «О торговле» готовят законодатели из «Единой России». Нововведение коснется малых и средних компаний сетевого ритейла, первым разрешат взимать плату с поставщиков, вторым – выставлять условия контрагентам, сообщает «КомменрсантЪ».
Фото: kgd.ru
Дмитрий Юрков, депутат Госдумы предложил разделить предприятия ритейла на малые и средние, дифференцировав им условия. В число малых сетей войдут предприятия торговли с годовым оборотом 4 млрд рублей. Средними предприятиями будут признаны сети с выручкой до 40 млрд рублей. Торговые сети с выручкой более 40 млрд рублей будут считаться крупными. Малым предприятиям разрешат взимать плату за право поставок товаров и за изменение ассортимента (сейчас в ст.9 закона «О торговле» взимание платы запрещается). Также малым и средним предприятиям разрешат выставлять условия контрагенту (изменения по ст.13) и занимать более 25% доли в регионе (изменения по ст.14). Сейчас в ст.13 закона «О торговле» прописан запрет на создание дискриминационных условий и препятствий для доступа на рынок, также на навязывание условий договора контрагенту, в ст.14 – предельная доля торговой сети в регионе ограничена 25%. При этом крупные торговые сети останутся без преференций.
По мнению Юркова, сейчас отсрочки платежа и оказание дополнительных услуг (положение ст. 9 закона «О торговле») требует от малых сетей значительных затрат. При этом введение дифференцированного регулирования исправит эти проблемы, поможет развитию конкуренции и региональной торговли. 12 сентября депутат планирует направить письмо с проектом поправок Ирине Яровой, вице-спикеру Госдумы с просьбой рассмотреть нововведения в осеннюю сессию.
Предложения выглядят непроработанными и не будут в итоге способствовать реальной поддержке малых игроков розничной торговли, рассказал Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла. По его словам, предложение взимать плату за право поставок продуктов и за изменение ассортимента основывается на странном подходе. Ранее эта практика была признана недобросовестной и законодательно была запрещена, сейчас авторы предлагают признать ее добросовестной, но только для ограниченного количества торговцев. «Предложение на запрет поставки продукции ниже себестоимости создаст трудности в продвижении новых товаров. Производители еще не оправились с последствиями сокращения маркетинговых затрат через торговые сети, объем которых законодательно был ограничен последними правками Закона «О торговле»», - пояснил Карпов.
По его мнению, разрешение отдельным сетям иметь долю более 25% в регионе и муниципальном образовании, направлено на снижение конкуренции и монополизацию рынка. Это мечта локальных игроков, - резюмировал Карпов.
По словам Михаила Бурмистрова, главы «Infoline-Аналитики», при разделении торговых сетей на малые, средние и крупные необходимо учитывать не только годовой оборот, но и структуру ассортимента, представленность в регионе, так как сравнительно небольшая сеть по меркам страны может быть доминирующей на рынке отдельного района или города.
Собеседник «КомменрсантЪ» из крупной торговой сети считает предложения депутата Юркова дискриминационными для большинства ритейлеров и поставщиков.
Проблемы малых и средних предприятий сетевого ритейла связаны со снижающейся покупательной способностью, - рассказал Алексей Григорьев, глава московского представительства Metro Wholesale & Food Specialist Company AG. По его словам, таким предприятиям также нужны доступные кредиты и инструменты прямой господдержки.